ПОЯВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

life4Jesus.ru

life4Jesus.ru

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча

 их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. 

(Библия. Евангелие от Матфея 28:18-20)

Конечно же, многие читатели, так или иначе, знают официальную и известную мирскую  историю «принятия христианства» на Руси: о том, что русский киевский князь Владимир, руководствуясь – как полагают – политическим моментом и необходимостью укрепления внутренней власти внутри языческой «многобожной» Руси и стремлением получения определённого авторитета на международной арене, «добровольнопринудительно» загнал, попавшихся под руку, киевлян в Днепр для крещения.

Православие, в свою очередь, считая Владимира-Красное Солнышко святым и равноапостольным, предлагает вот такую версию случившегося:  руководствуясь теми или иными мотивами, Владимир захотел креститься, но не хотел становиться вассалом Византийской империи.  По этой причине Владимир начал военный действия против греков (Византии) и взял Херсонес. Из этого города он послал в столицу Византии Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки их сестры царевны Анны. Императоры ответили, что это невозможно по причине того, что царевна не может стать женой, как только христианина.  Не особенно долго думая, Владимир согласился принять христианство в официальном византийском понимании. Но до того как невеста прибыла в Херсонес, князь был поражён слепотой.

В таком состоянии бессилия, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения.  Прибывшая в Херсонес его будущая супруга посоветовала ему не медлить с крещением. Владимир крестился в 988 году и был наименован Василием. Повествуется, что при выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Говорят, что по возвращении в Киев, в сопровождении священников, князь предложил креститься своим двенадцати сыновьям, на что они согласились. После них крестились многие бояре. Владимир же начал истребление идолов, и главный из них Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием снят с горы и брошен в Днепр.   Далее народу было проповедана Благая Весть. Священники собирали народ и наставляли его в новой вере.   Наконец князь Владимир приказал, чтобы все жители богатые и убогие, явились в назначенное время на реку для принятия крещения. Киевляне не преминули исполнить княжескую волю, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре её бы не приняли».

Можно много спорить насколько искренним и глубоким выло обращение и изменение множества древних руссов, принявших новую веру. Зная из Священного Писания характер Истинного Бога, уважающего волю, сотворённого им человека, и принимая во внимание необходимость кардинального духовного и душевного изменения, о котором говорит Библия, насильственный характер обращения кого бы-то ни было в христианство является абсурдным. К месту здесь было бы вспомнить слова Господа Иисуса Христа, обращённые авторитетному еврейскому учителю Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Царства Божия», добавив, в качестве разъяснения, что «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы  всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». То есть именно искренняя вера человека, сожалеющего о своих грехах и своей бесплодной жизни, и  безоговорочное подчинение себя любви Отца делает нас христианами, а не простой факт механического погружения в воду, продиктованного своей или чужой волей. Удивительно ли, что совсем недавно множество номинальных христиан уничтожают друг друга в украинском конфликте?!

Сама суть Божьего откровения о природе христианского возрождения и знание того, что каждый из нас, как последователь Господа Иисуса Христа, призван проповедовать – а современным языком – распространять и  пропагандировать новое учение и новый образ жизни, может натолкнуть нас на мысль о том, что действительное духовное перерождение и христианизация Руси происходила не под прессингом принудительной машины княжеской власти, а как-то по-другому.

И действительно, изучая историю Древней Руси, можно узнать следующее. Уже в IV веке новая вера проникла и к восточным славянам. После того, как христианство было объявлено господствующей религией Римской империи (325 г.), началось массовое переселение славян на Балканы, что привело к  взаимовлиянию культур.  С VI столетия активизировались контакты восточных славян с государствами, считавшимися христианскими, посредством найма в императорские вооружённые силы славянских вождей и воинов, расселения славян вдоль границ Византии, в ходе славянско-византийской войны (550 – 551 годов). С этого времени и начался первый этап проникновения христианства в Древнюю Русь.

Более ощутимое появление христианства на Руси началось в IX веке. Примерно в 867 году крещение приняли  росы, ранее совершившие нападение на Константинополь. Об этом свидетельствует в послании патриарха Фотия. Не известно, правда, о каких росах идёт речь. О крещении росов около 886 года говорится в некоторых византийских хрониках. С XI века упоминается и митрополия «Росия». Однако это явно не киевская митрополия. Она существовала и позднее, вплоть до XII столетия, независимо от Киевской Руси. Предполагается, что она ведала делами Восточного Крыма и Таманского полуострова, где издавна известна Русь Тмутараканская.

Достоверные сведения о присутствии в Киеве общины, именуемой христианской, относится к середине X века.   О ней узнаём из договора князя Игоря с греками от 944 года. Киевская знать и купцы, участвующие в заключении договора, представляют две равноправные общины: христианскую и языческую.

Вместе с вопросами о выплате дани, найме славян  в византийскую армию, об условиях торговли, постоянно дискутировалось принятие Древней Русью официальной веры Византии.

Известно, также, о варяжском христианском присутствии на Руси.

После длительных переговоров был разрешён допуск на русские земли миссионеров. Таким образом, христианство пришло на Русь не неожиданно. Оно проникало сюда постепенно, и это процесс длился долго. Крещённые христиане-росы жили задолго до известного крещения Руси.

Да, и стоит ли сомневаться, что радикально новое учение о любви, прощении, духовной чистоте, вдохновлённое от Святого Духа и поддерживаемое Божьими сверхъестественными знамениями, могло проникнуть в славянский мир от человека к человеку и от семьи к семье задолго до того, как государственная власть, что-то приказала или настоятельно порекомендовала: Божий план может быть реализован и без государственного признания!

Если Вы хотели бы высказаться в связи с настоящей статьёй, просим сделать это в комментариях ниже.

Просим поделиться ею в социальных сетях, если Вы считаете её полезной. Пусть Господь Вас благословит! 

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *