ЕСЛИ НА ТЕБЯ ДЕРЖАТ ЗЛО

life4jesus.ru

life4jesus.ru

Верю, что так или иначе неприятно осознавать, что на тебя держат зло. Конечно, кроме случаев, когда ты эту реакцию сам спровоцировал, чтобы помешать кому-то иметь в сердце мир. Но предположим, что у нас чистые мотивы, и мы никого не хотели оскорбить и обидеть. Жизнь показывает, что периодически те или иные люди по тем или иным причинам держат на нас зло, а порою и мы начинаем обижаться на кого-то, даже если стремимся быть добрыми и снисходительными людьми. Давайте поразмышляем, как вести себя христианину, если на него держат зло.

Почему на меня держат зло?

Христианская мораль учит нас, что прежде чем замечать недостатки других и что-то кому-то выговаривать и советовать по этому поводу, необходимо сначала удостовериться, что ты сам не имеешь таких недостатков и можешь служить хорошим примером для того, кому хочешь «преподать урок» как надо жить: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Библия. Матф. 7:3). А иначе это противно Божьему характеру, не приемлющему лицемерия, да и неэффективно, так как «объект перевоспитания» сам может хорошо видеть, что его «наставнику» далеко до совершенства и даже сам может это ему выговорить.
А обижаются на нас – как показывает жизнь – по самым разным причинам: порою мы действительно кому-то насолили или кого-то задели, осознавая или не осознавая результатов. Порою мы задеваем кого-то неосторожным словом, шуткой или поведением, которое в наших глазах просто пустяк из пустяков, а для кого-то становится кровной обидой, выводящей его из душевного равновесия и жгущее его годами и даже десятилетиями. Хорошо известен случай, когда большевистский лидер Троцкий обозвал Сталина посредственностью и, вероятно, именно потому стал его врагом и кончил свою земную жизнь убитый ледорубом спустя много времени.
Необходимо хорошо помнить, что мы, люди, разных темпераментов, воспитания, полов, мировоззрений и прошлого по-разному воспринимаем одни и те же поступки и события. Так, можно заметить, что женщины, порою, ввиду своей душевной чувствительности, очень болезненно относятся к тому, как поступают с ними их близкие мужчины (мужья и отцы), когда те не оказывают им того внимания, которое было ожидаемо: не поздравил вовремя, не то подарил, не то произнёс… Знаю случай, когда жена упрекнула своего мужа – спустя годы! – за то, что тот в день свадьбы не достаточно красиво проявил своё внимание к ней. Объективно говоря, её муж, наверное, действительно мог бы поступить как-то лучше. Но в его глазах это было просто «конечно плохо, можно было и лучше, но так получилось» и «бывает», а для его жены явилось как что-то крайне обидное, которое она, открыла только при случае, спустя много времени, чем очень озадачила и ранила своего супруга.
Иногда, вот так, не понимая, к чему это может привести, мы даже наживаем страшных врагов, которые, впоследствии, нам очень вредят, тогда когда мы и не думали и не гадали, что кому-то сделали больно.
Конечно, неправильно было бы с нашей стороны жить с патологическим страхом кого-то задеть и обидеть, но и всё же реальность показывает, что лучше лишний раз попросить прощение, проявить внимание и сдержать неосторожное слово, чем очнуться однажды от последствий того, что ты когда-то был толстокожим.
В то же время Господь учит нас не быть кладезем обид и непрощений. Быть или не быть в обиде — в нашей воле, а обижаться, вне зависимости от того действительно с тобою поступили плохо или нет, — это грех. Библия в Притчах 19:11 учит нас, что разумный человек не торопиться гневаться и хорошо быть снисходительным к чужим проступкам.

Как быть, если на меня держат зло?

Бесспорно, на этот вопрос нельзя ответить однозначно с применением для всех случаев жизни. Так как всё зависит от обстоятельств и в первую очередь от духовного и душевного состояния того, кто обижается и того, кто является объектом этой обиды. Однако в любом случае, держат ли на тебя зло за действительную или воображаемую обиду, Божье Слово советует нам искать мира и взаимопонимания с тем, кто обижается. Так Библия как минимум два раза прямо призывает нас иметь мир со всеми людьми (Рим. 12:18 и Евр. 12:14).
Как-то мой духовный лидер на тот период времени сказал мне, показавшуюся мне странной, на первый взгляд, вещь: «Хорошо просить прощения даже, если ты невиноват, потому что это сохраняет твои отношения с человеком, у кого ты просишь простить тебя». Согласитесь, что это звучит странно для очень многих людей, для кого-то это, может быть, выше его понимания. Всё же жизнь показывает, что это очень эффективно и практично. Как-то один старший пастор свидетельствовал, что, узнав о какой-то провинности одного из подотчётных ему служителей, полный справедливого гнева, решил его, как следует отругать. Но Господь побудил его сделать что-то невообразимое: попросить у этого служителя прощение. Не за что-то конкретное, а так: «может быть, я как-то тебя обидел». Это принесло очень хорошие результаты: прекрасные отношения и дальнейшее совместное плодотворное служение.
Удивительно? А на самом деле всё просто. Иногда, человека нужно душевно обогреть и понять, даже если он был в чём-то неправ. Не согласится с его неправильным поведением, а просто принять его таким, какой он есть и закрыть глаза на то негативное, что он сделал. И это может быть эффективнее, чем гневная нотация и упрёки. Вот, поэтому Божье Слово в Притчах 19:11 говорит нам, что благоразумие делает человека неторопливым для гнева и хорошо быть снисходительным с чужим проступкам. К тому же, быть склонным к упрёкам рискует лишиться друзей, а, ведь, друзья не так уж просто появляются в нашей жизни. Так в Притчах 17: 19 сказано, что тот, кто напоминает об обиде или провинности – удаляет от себя друга.
Ко всему очень часто бывает, что мы действительно провоцируем своим неправильным поведением чью-то обиду. Не то, чтобы это оправдывает обиженность того человеку, кого мы задели: плохо жить в обиде. Просто, ища мира с тем, кто на нас держит зло, нам следует, в первую очередь, проанализировать своё поведение. Очень вероятно, что мы действительно виноваты и попросить прощение для нас – это не просто способ сохранить хорошие отношения, а наш моральный долг.
И, конечно же, всегда нужно уметь прощать. Так учить Библия и здравый смысл. Любить – значит и прощать. Ведь, и вы хотите, чтобы с Вами так поступали?
Если же Вы виновны перед кем-то, также, из любви, признайте свою вину и попросите о снисхождении.

Как быть, если меня обидели, и я начинаю гневаться?

Меня обидели…Как часто это снами бывает. Со мною не посчитались. Меня унизили и оскорбили. Или даже меня предали.
Конечно, Господь нас создал с нормальным чувством любви к себе. И потому Слово Божье и учит любить ближнего, как самого себя: любовь к себе – это презумпция.
Согласен, что это больно и неприятно. Сам, являясь чувствительным человеком, иногда ощущаю душевную боль от чьего-то пренебрежения или другого неправильного поведения.
В применении к этому случаю Слово Божье сразу говорит тебе: «Стоп! Не торопись!» В Притчах 12:16, Господь разделяет между глупым и мудрым человеком: глупый быстро взрывается, а благоразумный скрывает оскорбление. Скрывать оскорбление в данном случае не является проявлением лицемерия: «сейчас смолчу, но мы ещё встретимся на узенькой тропинке»! Нет, остановится необходимо для двух вещей: первого — анализа того, что привело к тому, что с тобою так поступили – может быть, ты сам как-то этому посодействовал или это просто, не зависящее от тебя, чужое проявление воли — и второе – для сохранения в будущем добрых и тёплых отношений. Бурное и тем более публичное выражение гнева часто – не говорю всегда, так как бывают вариации – только может привести к худшему. Именно поэтому Библия даёт нам целый алгоритм последовательных действий для разрешения вопроса с братом, поступившим с тобою неправильно. Господь Иисус в Матфея 18:15-17 учит:

«15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»

Не проще ли сказать обидчику, что он негодяй и не сюсюкаться с ним? Нет, не проще. Встречаясь с человеком один-на один по поводу Вашего конфликта или недопонимания, Вы щадите самолюбие своего обидчика, а потому ему будет легче преодолеть барьер признания своей вины. Вы поможете этим и ему, и себе. Не исключено, также, что в процессе Вашей беседы или в процессе привлечения двух или трёх свидетелей предполагаемой обиды, окажется, что не всё так просто: у «обидчика» были на это свои объективные причины, просто Вы увидели это лишь со своей колокольни (в его понимании это вообще правильное поведение, и вы просто не знаете всех обстоятельств) или может статься, что Вы, не осознавая того, это спровоцировали и несёте свою часть ответственности. Господь бесконечно мудр!
Да, и согласитесь, что если Вы действительно любите кого-то, Вам его легко простить и понять.

Можно ли гневаться на обиду?

Можно и даже нужно. Бог не создал нас безвольными и бесчувственными куклами, но по Своему образу и подобию. А Бог гневается. И Библия, и жизненные обстоятельства свидетельствуют об этом. Просто важно понимать, как правильно проявить свой гнев и когда не надо проявлять гнева.
О том, когда не надо проявлять свой гнев мы уже говорили. Когда же это можно (нужно) и как это правильно сделать?
Если мы говорим о гневе, как о чувстве, то мы это не контролируем, а потому за это и не ответственны. Ведь, это просто наша боль, желание высказаться, выпустить наружу свои чувства. Но это пока на уровне чувств…
Гнев же в активном смысле, когда Вы это выражаете внешне – дело совсем другое. Иногда гнев нужно проявить крайне сдержанно – упомянутый «разбор полётов между братьями». Иногда – не всегда, а по необходимости! – это можно и нужно сделать публично и, порою, громко, но всё равно беззлобно. И это, обычно, необходимо, когда твой гнев несёт в себе послание для исправления того, за кого ты отвечает как лидер: родитель, учитель, начальник и т.д.
Так апостол Павел не раз писал об обличении и в Первом послании к Тимофею пишет наставление молодому пастору:

«Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.» (1 Тим. 5:20). И это тоже любовь, но сказанная на другом языке для конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Главное, чтобы это было с правильными мотивами и с желанием созидать, так наш Бог есть Любовь! (1 Иоанн 4:8).

Если Вам понравилась эта статья, просим, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Если же Вы хотели бы высказаться по данной тематике, просим сделать это ниже в комментариях.
Также, ниже, Вы можете подписаться на рассылку новостей сайта, которые, верим, будут Вам полезны.
Пусть Господь Вас благословит!

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *