Законодательство Российской Федерации предусматривает как свободу (право) на вероисповедание, а также право на образование. Данные права в первую очередь закреплены в статьях 28-ой и, соответственно, 43 Конституции Российской Федерации.
Исходя из этого, государство разрешает религиозное образование и, в частности, обучение христианскому вероучению, установив, однако, определённые правовые рамки. Так как же может осуществляться христианское обучение в России?
Федеральное законодательство о религиозном образовании
1-ого сентября 2013 года вошёл в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон установил порядок взаимодействия религиозных организаций с российской государственной школой. Несмотря на попытки не допустить проникновение религии в сферу государственного образования даже на уровне Государственной Думы, они не увенчались успехом. То есть обучать христианству в государственной школе законно.
Рамки и условия религиозного образования
Российское государство провозглашает светский характер образования в государственных учреждениях, что, безусловно, не содействует распространению христианского учения, но и препятствует распространению через государственные школы деструктивных верований и убеждений, в частности, распространению атеизма (п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона «Об образовании»).
Надо отметить, что новый федеральный закон, по меньшей мере, формально распространил светский характер государственного образования со школ теперь уже и на приюты, медицинские учреждения и иные подобные учреждения.
Всё же, во исполнение поручения президента Российской Федерации № Пр – 2009 от 2 августа 2009 года, в ряде субъектов Российской Федерации был введён курс «Основы религиозных культур и светской этики», вобравший в себя, в том числе, материал по основам православной культуры. Безусловно, ознакомление с основами христианской веры через указанный курс может иметь положительные последствия на формирование мировоззрения учащихся, хотя не исключено и отрицательные результаты, которые могут, по местам, быть спровоцированы духовной несостоятельностью преподавателей, не преподносящих или превратно преподносящих христианские истины.
Следует отметить, что, согласно п. 1 ч. 3. ст. 44 упомянутого закона, родители несовершеннолетних учащихся должны осуществлять выбор между курсом религиозной культуры, содержащий материал по самым многочисленным верованиям России (православие, ислам, буддизм), и курсом светской этики, с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Запрет пропаганды
Стремясь к религиозной невовлеченности, закон запрещает педагогам государственных и негосударственных образовательных организаций использовать образовательную деятельность для религиозной и антирелигиозной агитации.
Такой посыл действующего законодательства идёт в разрез с сущностью христианского вероучения, не признающего никаких границ на пути распространения более чем жизненно важных духовных ценностей. На такую деятельность ставится этикетка «пропаганда» и «агитация». Жертвами, здесь, безусловно, могут стать, в первую очередь, «нетрадиционные» евангельские преподаватели-христиане, особо ратующие за распространение своих убеждений.
Однако эти же ограничения станут определённым фильтром на распространения нехристианских и откровенно антихристианских учений, что, конечно же, хорошо.
Религиозное образование в негосударственных образовательных организациях
Новое федеральное законодательство предусматривает право негосударственных (частных) образовательных организаций на основании представления религиозной организации включать предметы, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент образования) (ч. 7 ст. 87).
Программы для таких курсов должны, согласно закону, утверждаться централизованной религиозной организацией. Учебно-методическое обеспечение данных программ должно осуществляться централизованной религиозной организацией.
Государственная поддержка частных дошкольных и общеобразовательных организаций
Хотя закон не предоставляет права равного финансирования государственных и частных дошкольных и общеобразовательных организаций, в том числе созданных религиозными организациями, государство всё же оказывает определённую помощь частному религиозному образованию.
В соответствии с п. 3, 6 ч. 1 чт. 8 и ч. 5 ст. 99 Закона «Об образовании в Российской Федерации», частные дошкольные и общеобразовательные организации должны финансироваться из субсидий субъектов Российской Федерации и покрывать, согласно нормативам, расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Таким образом, законодательство Российской Федерации создало некоторые условия для успешного распространения христианского учения через образовательные учреждения. Однако государственная политика носит двоякий и противоречивый характер, продиктованный стремлением сохранить социальную стабильность и согласие, даже ценой запрета распространения своих христианских убеждений преподавательским составом.
Если Вы желаете высказаться по затронутой тематике или у Вас возникли в связи с ней вопросы, напишите свои комментарии и задайте свои вопросы сразу под настоящей статьей. Если Вы считаете эту статью полезной, поделитесь ею с друзьями через социальные сети.
Пусть Господь Вас благословит!