АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ

         Ещё недавно – лет так 25 назад – для очень многих представителей русскоговорящей интеллигенции историчность Иисуса Христа представлялась неправдоподобной и даже крамольной. Атеистический безбожный социализм того времени старался всячески подорвать веру в правдивость существования Этой Личности. Не брались во внимание ни документальные свидетельства христиан первых веков нашей эры, ни то, что говорили античные авторы об Иисусе Христе. По совершенно понятным причинам невыгодности и неудобности этой истины, «официальная наука» того времени была глуха и слепа даже к источникам, исходящим от враждебного христианству лагеря древних современников первых христиан. Однако же, давайте-ка, взглянем объективно на то, что говорили античные авторы об Иисусе Христе, и именно те их них, кого никак нельзя назвать христианами.

ТАЦИТ

Тацит

life4Jesus.ru

Тацит (56 — 117 гг.) – историк Древнего Рима, говорит об Иисусе Христе и христианской Церкви в своем историческом труде под названием «Анналы». Он рассказывает о том, как римский император Нерон развязал против христиан ужасные преследования для того, чтобы отвести от себя подозрения в поджоге Рима, имевшего место в 64 году нашей эры. Так, Тацит пишет:

«Но никакими человеческими усилия, ни щедростью императора, ни обращением к божествам, невозможно было остановить слух, что пожар был совершен по его приказу. Поэтому, чтобы избавиться от этих подозрений, Нерон возложил вину и подверг изощренным пыткам тех, кого все ненавидели за их мерзости, и кого толпа называла Христианами. Христос, от имени которого происходит это название, был казнен прокуратором Понтием Пилатом во время правления Тиберия. Это зловредное суеверие было подавлено на время, но теперь оно стало снова прорываться наружу, и не только в Иудее, где это зло изначально возникло, но даже и в Риме, куда со всего мира стекается все подлое и постыдное и где оно становится популярным. Таким образом, сначала арестовали всех, кто открыто признал себя принадлежащим к этой секте. Затем, по их показаниям, огромное число людей было осуждено, не столько за поджог города, сколько за их ненависть к человечеству. Во время их казней над ними всяческим образом издевались. Их покрывали шкурами диких зверей, чтобы собаки растерзали их насмерть, их распинали на крестах, или обрекали на сожжение, поджигая их тела с наступлением темноты для ночного освещения».

Таким образом, как мы можем наблюдать, этот древнеримский историк и один из известнейших писателей древности, несмотря на явную ненависть и презрение к христианам никак не высказывается о неисторичности Иисуса Христа и даже наоборот – прямо её подтверждал.
Думается, что ненавистнику христианства впору было бы обличить христиан во лжи и тем самым подорвать его авторитет в глазах своего читателя. Однако, похоже, несмотря на всю недоброжелательность к христианству, Тацит не мог оспаривать реальность Иисуса Христа, так как и сам, и его современники точно знали, что Он был реальной личностью недавнего времени.

СВЕТОНИЙ

suetonius

life4Jesus.ru

Светоний (примерно 75 — 150 гг.) – историк и писатель Древнего Рима, создавший работу «Жизнь двенадцати цезарей», также свидетельствует о гонениях на христиан. В шестой по порядку книге, посвящённой императору Нерону, Светоний пишет об этом монархе:

«Он подверг наказанию Христиан, последователей нового зловредного суеверия».
В Книге 5, посвященной императору Клавдию, Светоний рассказывает:
«Так как среди Иудеев постоянно происходили какие-то волнения из-за Христа, то он (Клавдий) изгнал их из Рима».
Следует отметить, что это полностью совпадает с библейским свидетельством:
«…Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима». (Деяния 18:2).

Как мы видим, также ненавидящий христиан, Светоний упоминает о Христе так, как если бы Его историчность была очевидностью. Он не называет Христа мифическим или вымышленным.

ИОСИФ ФЛАВИЙ

ИОСИФ ФЛАВИЙ

life4Jesus.ru

Иосиф Флавий (37 — 100 гг.) — иудейский военный высокого ранга и историк, ставший римским советником нескольких императоров Древнего Рима, в своем произведении «Иудейские Древности» говорит о следующем:

«В это время жил Иисус, мудрый человек, если, конечно, вообще его можно назвать человеком. Потому что он совершал удивительные вещи, будучи учителем людей, которые охотно воспринимали истину. За ним следовало много людей, как из иудеев, так и из других народов. Он был Христос. Затем Пилат, по настоянию наших правителей, приговорил его ко кресту. Но те, кто любили его раньше, продолжили следовать за ним, потому что на третий день он явился им живым снова. Это было предсказано о нем Божьими пророками, также как и многие другие его чудеса. И так называемые христиане существуют до сих пор, они именуют себя так от его имени».
«Он (первосвященник) созвал иудейский синедрион и привел к ним Иакова, брата Иисуса, называемого Христом».

Очень примечательно, что эти слова были написаны одним из видных и образованных представителей еврейского народа, который не мог не быть в курсе событий недавней истории Иудеи. Следует отметить, что Иосиф Флавий по отцу происходил из знатного священнического рода — он был священником «первой череды» — , а его мать происходила из царского рода Хасмонеев – Маккавеев. С 19 лет Иосиф Флавий был фарисеем.
Известно, что это место «Иудейских древностей» было подвержено исследователями жёсткой критике, которые усматривали противоречие в том, что фарисей Иосиф Флавий так мягко и даже в чём-то уважительно высказывается об Иисусе Христе. Однако даже если это было просто пересказом автором Флавием чужих слов, он – знаток еврейской истории и культуры и, наверняка, религиозных вопросов – никак не опровергает историчность Иисуса Христа.
Скорее всего, Иосиф Флавий очень хорошо знал учение христиан и обладал обширной информацией о личности Иисуса Христа, не сомневаясь в его реальности. Просто по тем или иным причинам, он не примкнул к христианам, не веря в достоверность этого учения, или боясь быть отвергнутым своим народом, а затем римской элитой, которая, во многом, была враждебна ко всему христианскому.
Косвенно, но очень убедительно об этом говорит тот факт, что, будучи взятым в плен во время Первой иудейской войны между евреями и Римом (66 – 73 гг. н. э.), Иосиф Флавий, стремясь сохранить жизнь и получить свободу, использовал распространённое в Палестине и известное римлянам мессианские пророчества о том, что владыка мира выйдет из Иудеи, толкуя это в пользу Веспасиана – будущего императора Рима. Трудно поверить, что сопоставляя хорошо известные ему пророчества о Мессии с учением многочисленных, к тому времени, христиан и общеизвестными и малоизвестными фактами об Иисусе Христе, о которых он, скорее всего, знал, Иосиф Флавий сомневался бы в историчности Этой Личности.

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ

ПЛИНИЙ МЛАДШИЙ

life4Jesus.ru

Плиний Младший (61-113 гг.) был римским управляющим  провинцией Вифиния. В одном из своих писем, адресованных императору Траяну, он повествует:

«С теми, на кого доносили мне, что они христиане, я поступал следующим образом. Я спрашивал их, являются ли они христианами. Если они сознавались, я спрашивал их во второй раз и в третий раз, угрожая им наказанием. Если они продолжали оставаться при своем убеждении, я приказывал их казнить. Потому что я уверен, что в чем бы ни состояла их вера, но их упорство и неуступчивость несомненно заслуживают наказания. Некоторые из этих безумцев, правда, были Римскими гражданами, и я назначил их к отправке в Рим. ...

Они утверждали, что суть их вины была в том, что они собирались в определенный день перед рассветом и пели гимны Христу как Богу, и клятвенно обещали не совершать никакого преступления, ни обмана, ни воровства, ни измены, не нарушать своего слова, или того, что им доверили. После этого они расходились и позже снова собирались для принятия пищи; они ели обычную пищу. Но даже это они перестали делать после того, как, согласно твоему повелению, я издал указ о запрещении политических собраний. Однако я решил убедиться в том, насколько это правда, и для этого подверг пыткам двух рабынь, которых называли диаконисами. Но ничего от них я не выведал кроме порочного и безмерного суеверия. Поэтому, я решил отложить расследование и прибегнуть к твоему совету. Я решил, что стоит посоветоваться с тобой, потому что довольно большое количество тех, кто замешаны в этом деле. Многие люди разного возраста, разного положения, как мужчины так и женщины, увлечены этим. Зараза этого суеверия распространилась не только в городах, но и в сельских местностях, но я думаю, что ее можно остановить».

Как мы видим, этот документ источает враждебность к христианству, но никак не оспаривает, что Иисус Христос – реальная личность.

Мара бар Серапион - философ из Сирии, находящейся под римским владычеством. Между концом первого века и 200 гг. им было написано письмо, адресованное сыну Серапиону, где он пишет:

«Что приобрели Афиняне, убив Сократа? На их землю пришла чума и голод после этого. Что приобрели люди Самоса после того, как сожгли Пифагора? В одно мгновение вся их страна оказалась покрыта песками. А что приобрели Иудеи, казнив своего мудрого Царя? Вскоре после этого их царство погибло. Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых людей: Афиняне умерли из-за голода, море потопило Самос, а Иудеи, будучи разорены и изгнаны из своей земли, теперь живут в рассеянии».

В те времена многие знали Иисуса Христа как  Иудейского Царя. Ко кресту, на котором распяли Иисуса Христа, была прибита надпись, повествующая о Его «вине». Также и в данной надписи говорилось об Иисусе Христе как об Иудейском Царе. В Новом Завете говорится об этом:

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал». (Евангелие от Иоанна 19:19-22)

И для этого мало известного нам древнего философа из Сирии личность Иисуса Христа была реальна и даже уважаема. К слову сказать, удивительно, что чаще нам приходится слышать споры о реальности или нереальности Иисуса Христа, чем Сократа и Пифагора, хотя они жили намного раньше Иисуса Христа. Не подтверждение ли это предвзятости тех, кто оспаривает историчность Иисуса, которая, часто вызвана не желанием получить доказательства, а просто опровергнуть существование Того, Чья Личность и учение будоражат совесть?

ЛУКИАН ИЗ САМОСАТЫ

ЛУКИАН ИЗ САМОСАТЫ

life4Jesus.ru

 

Лукиан (120-180 гг.) – грекоязычный писатель-сатирик, написавший «О кончине Перегрина», в котором он насмехается над добродушием христиан.

«Они (христиане) все еще поклоняются человеку, который был распят в Палестине за то, что создал свое новое учение».
«Когда он (Протей) был посажен в тюрьму, то Христиане отнеслись к этому как к страшному несчастью, и приложили все усилия, чтобы освободить его. Когда же это оказалось невозможным, то они стали с большой заботой всячески ухаживать за ним. С раннего утра у его камеры собирались пожилые вдовы и дети-сироты, а их главари даже ночи проводили с ним в тюрьме, подкупив стражу. Потом к нему приносили разнообразные блюда, и читали для него вслух их священные книги. Высокочтимый Перегрин — тогда он еще назывался этим именем — именовался у них «новым Сократом». И даже приходили к нему люди из городов Малой Азии, посланные Христианами за их общий счет, чтобы помочь ему, выступив в его защиту, и ободрить его. Они проявляют удивительную быстроту, когда случается какое-то происшествие, и прямо-таки ничего не жалеют. ... Их первый законодатель убедил их, что все они становятся друг другу братьями, после того, как отрекутся от греческих богов и начнут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам».

И снова историчность Иисуса Христа – при всей недоброжелательности к христианам – никак не оспаривается этим автором.

Словом, все упомянутые современники первых христиан были нехристианами, которые, по меньшей мере, им не симпатизировали или дистанцировались от них. Этот ряд свидетельств в купе со свидетельствами целого ряда христианских историков, которые писали об Иисусе Христе более подробно, — Климент Римский, Ириней Лионский, Юлий Африкан, Тертуллиан (30 и 240 гг. н.э.) — неоспоримо свидетельствуют, что Иисус Христос существовал, и Его Личность и Роль были настолько значимы, что не могли игнорироваться даже врагами христианства.
В этой связи, можно не сомневаться, что современные попытки или попытки недавнего времени поставить под сомнение реальность Иисуса Христа, даже с позиций необходимости научного подхода, носят бездоказательный и противоречащий фактам характер.
Если для Вас, дорогие читатели, достоверность личности Иисуса Христа не является очевидной или, наоборот, Вы уверены в Его историчности, а также хотели бы высказаться о тех или иных аспектах существующих теорий о личности еврейского Мессии и жизни Его последователей, просим Вас высказаться посредством комментариев к настоящей статье, которые можно оставить под ней.


Если Вам понравилась настоящая статья, просим Вас поделиться ею с Вашими друзьями и знакомыми посредством социальных сетей.




Метки: , , . Закладка Постоянная ссылка.

1 комментарий: АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ОБ ИИСУСЕ ХРИСТЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *